Творчество
Содержание
Определения творчества в психологии
В психологии существует огромное количество точек зрения на вопрос природы художественного творчества.
Наиболее обобщенную классификацию различных подходов и определений творчества разработал Е. П. Торранс, выделив следующие типы определений творчества:
1. Определения, опирающиеся на новизну как критерий творчества. Е. П. Торранс указывает, что продуцирование чего-то нового фактически входит почти во все определения. Однако к проблеме новизны разные авторы подходят по-разному. Так, Л. Л. Тёрстон считал, что не важно, признает ли идею новой общество; важно, чтобы она была новой для самого творца. М. Стайн, напротив, считает, что новизна должна определяться в терминах культуры, т.е. признаваться современниками.
2. Определения, в которых творчество противопоставляется конформности. Р. С. Крачфилд и Р. К. Уилсон противопоставляли творчество и подчеркивали привнесение оригинальности, нового взгляда на проблему. Е. К. Старквезэр считал, что творческий человек свободен как от конформизма, так и от нонконформизма.
3. Определения, включающие процесс. Так, Т. Рибо подчеркивал важность способности мыслить по аналогии для творческого мышления. Е. К. Спирмен рассматривал творческое мышление как процесс видения или создания взаимосвязей как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Г. Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр.
4. Подход с позиции умственных способностей. Дж. П. Гилфорд определил творчество с позиций умственных способностей, обеспечивающих творческое достижение. По Дж. П. Гилфорду, творческое мышление включает в себя дивергентную продукцию, т.е. порождение новой, оригинальной необычной информации на основе данной информации. Дивергентное мышление характеризуется беглостью, гибкостью, оригинальностью и разработанностью. Однако творческое мышление не сводиться к дивергентному мышлению; оно также включает чувствительность к проблемам и способность к переопределению.
5. Подход, основанный на определении уровней творчества.
А. Тейлор ввел представление о следующих уровнях творчества:
а) экспрессивное творчество - такое, как спонтанное рисование у детей;
б) продуктивное творчество - научные и художественные продукты, которые являются ограниченной и контролируемой свободной игрой;
в) инвентивное (изобретательское) творчество, когда изобретательность проявляется в материалах, методах и техниках;
г) инновационное творчество - улучшение через модификацию;
д) порождающее творчество - выдвижение совершенно нового принципа или допущения, вокруг которого могут возникнуть новые движения и школы.
Е. П. Торранс придерживается определения творчества как процесса, указывая, что, «определив творчество как процесс, можно ставить вопросы о том, какого типа личностью надо быть, чтобы реализовать такой процесс, какая среда ему способствует и какой продукт получается в результате успешного завершения этого процесса».
Ф. Баррон проведя в своей работе обзор исследований по проблеме творчества, выделяет следующие характерные общие позиции:
1. Творчество - это способность адаптивно реагировать на потребность в новых подходах. Это в основном способность осмысленно включать в жизнь что-то новое, хотя процесс может быть неосознаваемым или частично осознаваемым. Новая адаптация обычно способствует большей гибкости и повышает возможности роста и выживания.
2. «Что-то новое» - это обычно продукт, являющийся результатом процесса, осуществляемого человеком, т.е. существует три аспекта, в которых легче всего изучать творческость: продукт, процесс, человек.
3. Характеристиками этих новых продуктов, процессов и людей являются их новизна, оригинальность, уместность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность.
4. Эти творческие продукты разнообразны.
5. Многие продукты являются процессами, а многие процессы являются продуктами. А человек - одновременно и продукт, и процесс.
Исторический обзор психологии творчества
Необходимо учитывать тот факт, что делая исторический обзор психологии творчества, каждый исследователь смотрит на проблемы творчества и решение их в психологии со своей авторской позиции.
"Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен — не преследовались ни плагиат, ни подделки. В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию — придворные оды и создание праздничных фейерверков.
И лишь в XIX веке художники, литераторы, ученые и прочие «представители творческих профессий» (как позже характеризовали этих людей документы КПСС) получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. С. Пушкин). Рукопись как матрицу для тиражирования, для производства массового продукта.
И в XX веке реальная ценность любого творческого продукта определялась не вкладом в «сокровищницу мировой культуры», а тем, в какой мере она может служить материалом для тиражирования (в репродукциях, телефильмах, радио и т. д.)" В.Н. Дружинин.
Начало выделения психологии творчества как отдельной отрасли можно отнести к концу 19 столетия. Этому способствовали успехи общей психологии, которая к этому времени перешла от описательных методов к экспериментальным. В этот период к вопросу природы творчества обращаются Т.Рибо, З.Фрейд, Гартман, Ф.Гальтон, Ч.Ломброзо.
Тема взаимосвязи творчества и болезни становится, вообще, модной. Как на Западе, так и в России ей в этот период повещаются десятки работ. Однако неопределенность понятий и целей подобных исследований, а также большое число наблюдений, свидетельствующих об обратном, — психическом здоровье творческих людей — делает это направление психологии творчества достаточно бесперспективным.
В начале 20 века психология творчества получила мощный толчок развития в России в трудах А.А.Потебни, развивавшего концепцию искусства как особого рода „сгущения" мысли и выдвигавшего принцип изучения художественного творчества как особого рода экономии мышления.
Интерес к проблемам творчества сохраняется и после революции. В этот период следует отметить работу И.И.Лапшина, посвященную проблемам перевоплощения в различных видах искусства. И две работы С.О.Грузенберга: „Психология художественного творчества ", „Гений и творчество" с послесловием В.М. Бехтерева. Грузенберг подчеркивает необходимость разработки объективных методов исследования, призывает опираться при изучении творческого процесса на достижения экспериментальной психологии и физиологии. 1930-е годы в России становятся трагическими для многих отраслей психологии, в том числе и для психологии творчества. Свертываются все исследования художественного творчества. Закрывается основанная в 1921 году в Москве Государственная Академия Художественных наук (ГАХН), прекращаются исследования художественных способностей в психофизической лаборатории ГАХН. Книга крупнейшего отечественного ученого Л.С. Выготского „Психология искусства" выйдет в свет лишь в 1965 году, через сорок лет после ее написания.
В 1940-е годы появляются лишь отдельные работы известных психологов, посвященные творчеству: в 1941 году — статья Б.Г. Ананьева „Опыт психологической трактовки системы К.С. Станиславского". В 1947 году — монография Б.М. Теплова „Психология музыкальных способностей".
В 1930-е годы исследования психологии творчества на Западе сосредоточиваются в области изучения интеллектуальной одаренности и тестирования отдельных способностей.
В 1950 году Д. Гилфорд, известный американский психолог, обращается к коллегам с призывом всемерно расширять исследования по психологии творчества. Новая волна интереса к этим проблемам связана с нуждами практики, обусловлена началом научно-технической революции. Начинаются исследования закономерностей творческого мышления, особенностей творческой личности, разрабатываются тесты, диагностирующие творческие способности (Л.Терстон, Д.Гилфорд, Ф.Баррон, Ф.Вернон). Появляется направление, ставящее своею целью обучение приемам творческого мышления (Д.Осборн).
Последние тридцать лет становятся особенно продуктивным временем развития психологии творчества. Она оформляется как абсолютно самостоятельный раздел, имеющий свой предмет, цели и методы изучения. В 1978 году при Московском отделении Общества психологов СССР организуется секция «Психология творчества». На 6 съезде Общества психологов в 1983 году она была преобразована во всесоюзную. В настоящее время существует пять подходов к психологии творчества: информационный, структурно-уровневый, стратегиальный, нормативно-деятельностный и содержательно смысловой.
Информационный подход реализует исследования информационных процессов художественного творчества и решения творческих задач, проводимые в рамках кибернетической парадигмы и в русле современного когнитивизма.
Второй – структурно-уровневый – подход базируется на известной концепции Я.А.Пономарева о центральном звене психологического механизма творчества.
В русле третьего – стратегиального – подхода ведется ряд исследований психологической структуры конструирования и программирования как нормативно организованных видов творческой деятельности.
«Четвертый – нормативно – деятельностный – подход к творчеству инновации связан с разрушением устоявшихся норм, их осознанием и рефлексивной перенормировкой осуществляемой деятельности.
Согласно пятому – содержательно – смысловому – подходу, процесс творческого мышления представляет собой динамической развитие предметно – операциональных содержаний, регулируемое их личностно-рефлексивными смыслами» (Д.А. Леонтьев. Введение в психологию искусства).
Параллельно представленным выше подходам, развивается еще одна мощная психологическая линия, связанная с личностным подходом в искусстве и творчестве. Творческий акт несет на себе печать не только общих закономерностей творчтва, но и типологически и личностно обусловлен. Такой подход становится все более популярным в России.
Процесс творчества
Творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразно новое качество, которое и является решением данной проблемы.
Процесс творчества всегда привлекал внимание исследователей разных школ и направлений. В равной мере эта проблема интересует философов и людей искусства, физиологов, психологов, врачей, специалистов в области управления. Споры о природе творчества продолжаются.
Наблюдения самих ученых или художников противоречивы, часто покрыты дымкой мистики, магии. Недаром творческий процесс относят к числу мировых загадок. Многие мыслители искали к ней ключи, но законы художественной деятельности еще далеко не изучены.
С течением времени в психологии, как и в любой другой науке часто менялись приоритетные, актуальные направления и вопросы исследований. Но к вопросу психологии творчества обращались всегда. К настоящему времени нет, пожалуй, ни одного известного ученого психологи который так или иначе не коснулся в своих трудах вопроса психологии творчества. И, несмотря на это, количество изученного до сих пор остается лишь маленькой каплей по отношению к еще неизвестному.
Проблемы творчества и искусства в своих работах касалось очень большое число как отечественных, так и западных психологов. З.Фрейд, Вундт, Юнг, Фехнер, Гемгольц, Р. Муни, К.В. Тейлор, Ч. Ломброзо, Е.П. Торранс, Р.К. Уилсон, Г. Уоллес, С. Дж. Пэрнс, Э. Де-Боно, А. Тейлор, А. Танненбаум, Р. Стенберг, С. Каплан, К. Хеллер, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, Н.Л. Нагибина, А.Л. Гройсман, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.В. Рождественская, А.А. Мелик-Пашаев, Д.Н. Абрамян, А.А. Леонтьев и т.д.
Творческая работа принципиально различается по своим задачам для научного творчества и для художественного творчества.
Научное творчество направлено на решение исследовательской проблемы (познание элементов, связей, законов функционирования) или создание средств для достижения теоретических и практических задач (разработка методов, аппаратов). Для оценки научного творчества используются критерии истинности и надежности. Важны правильность решений, схватывающих общие принципы и закономерности объективного и субъективного мира.
Практическое творчество направлено на создание новых стратегий и тактик в коммуникативной и предметной деятельности. Здесь важны показатели продуктивности, полезности, экономии ресурсов.
Художественное творчество направлено на создание образов, которые должны воздействовать на эмоции, чувства, мысли. По силе и глубине воздействия определяется обычно ценность художественного произведения. Важен свой уникальный стиль. Важна недосказанность, заставляющая человека задуматься.
Процессы научного, художественного и практического творчества существенно различаются.
Схема научной творческой деятельности (в общих чертах):
1) Усмотрение потребности или трудности.
2) Анализ этой потребности или трудности.
3) Просмотр доступной информации.
4) Формулировка всех объективных решений (выдвижение идей и гипотез).
5) Критический анализ всех форм решений (для отсева идей и гипотез -> появляется цикл).
6) Рождение новой идеи (переход к пункту 4).
7) Экспериментирование для подтверждения правильности сформулированной новой идеи.
Схема художественной творческой деятельности (в общих чертах): Процесс художественной творчесткой деятельности очень индивидуален (см. «Психология искусства: типологический подход»).
1. Поиск (сознательный или бессознательный) стимула к творческому движению.
2. Материальное воплощение: пробы в материале.
3. Доведение до окончательного варианта, в котором содержание и форма гармонично дополняют друг друга: многочисленные пробы близких по основному характеру, но различающихся по нюансам художественных воплощений замысла.
Схема практической творческой деятельности (в общих чертах):
1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры. Формулировки (постановки) технических задач.
2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.
3) Создание идеальной модели (реализация).
4) Конструирование. Результаты - эскизный и технический проект, рабочие чертежи, модельно-макетное воплощение реализации.
5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи, проблемы или изобретения в новом техническом объекте.
Творческая личность
Говоря о творческой личности, невозможно не коснуться неразрывно связанного с ней вопроса способностей вообще и творческих способностей в частности.
Интернет-ресурсы
Психология творчества, семинары для студентов МосГУ
Литература
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – БКГ им. И.А.Бодуэна де Куртенэ, 2000. – 390 с.
3. Зинченко В.П. Образ и деятельность. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 608с.
4. Зись А.Я. К вопросу о психологии художественного творчества. – В кн.: Искусствознание и психология художественного творчества. – М.: Наука. 1988. 350 с.
5. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа. – В кн.: Хрестоматия по психологии художественного творчества. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 200с.
6. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. – М.: Изд – во Московского университета, 1998. 111 с.
7. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. – В кн.: Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука. 1980. – 248 с.
8. Нагибина Н.Л. и др. Психология музыкального искусства в портретах. М., IIDP, 2010.
9. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Издательство «Наука» 1972. -312 с.
10. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., «Педагогика», 1976. 280 с. с илл.
11. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Развитие современных исследований творчества. – В кн.: Хрестоматия по психологии художественного творчества. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 200с.
12. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. Учебное пособие. - СПб. 1995. - 270 с.
13. Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: ИЧП «Издательство магистр», 1998. - 200 с.
14. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / отв. ред. Дружинин В.Н., Шадриков В.Д. М.: Наука. 1991.С.11
15. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Издательство «Флинта», 1997. - 224 с.